Друг
"Прости, что я прошел мимо, брат"
|
©
"Комсомольская
правда", 27
Января 2003 г.,
Роман Попов |
Никто
не знает, что последние полгода два
всенародно любимых актера не
разговаривали. Первое интервью о
трагедии в Кармадонском ущелье Виктор
Сухоруков дал "КП"
Сергея Бодрова и Виктора
Сухорукова вся страна считала не
просто друзьями. Сам Виктор Иванович
после съемок "Брата-2" в дневнике
написал: "Я себя ощущал младшим братом! Мои
отношения с Бодровым ни разу не были
омрачены ни конфликтами, ни капризами,
ни отсутствием понимания друг друга.
Скажу больше - на этом фильме мы
задружились..."
...Когда случилась беда в Кармадонском
ущелье, я звонил Сухорукову каждый день.
Хотелось его поддержать. Хотя не знал,
чем и как.
Ему же все сразу стало ясно.
"Ты не бойся, - сказал мне Виктор. - Я
не бреюсь и не пью. И не запью, потому
что я старше и другой..."
Больше на эту тему он не хотел говорить.
Ему звонили из газет, чтобы расспросить
о Бодрове, но он даже не поднимал трубку.
И вдруг спустя три месяца Виктор
позвонил сам:
- Срочно приезжай в Питер, поговорить
надо! О Сереге!.. |
"Я растерялся от стыда"
- Когда случилась трагедия, ты ни с кем
о Сереже не говорил... Почему? |
- Растерялся. Потому что навалился стыд...
Я ведь плохо расстался с Сергеем. И
когда бомбили телефон, я ходил по
квартире и вспоминал нашу последнюю
встречу в кинотеатре "Пушкинский"
на просмотре фильма "Кукушка"... До
этого я год Сергея не видел и искал. Они
с женой Светой переехали на новую
квартиру, а мне даже не сообщили об этом.
Сергей забыл поздравить меня с 50-летием,
а может, он просто о юбилее не знал... И
тут летом на Московском кинофестивале
мы встречаемся. Обнялись,
расцеловались. И я начал капризничать:
Серега, ты такой-сякой, я тебя
разыскивал, а ты потерялся... Они стали
объяснять, что жили в деревне, пока
ремонт шел, что очень устали. Света еще
фразу уронила: "Я столько бетона,
Витька, перетаскала!" А я ворчал, как
барышня...
Сергей готовился к съемкам фильма "Связной".
И хотел, чтобы я прочитал сценарий. Не
секрет, это я подсказал ему, каким
сделать финал в "Сестрах". Вот
Серега и на этот раз надеялся, что опять
что-то подскажу.
"Мне-то роль там будет?" - спросил
его я. "Ну, Витюш... - отвечает. -
Великий актер... Ну какая там роль?"
"Ну вот опять, - заныл я. - В "Сестрах"
не дал. Здесь не дал, а обещал ведь!" Я
не со злостью это говорил, но с укором.
"Что ты меня игнорируешь? Презираешь
или боишься?" Он, конечно, все это
отрицал...
Безусловно, я обиделся, что он не берет
меня в свои фильмы. Я раньше ему говорил:
"Понадоблюсь - зови. Буду верным
актером в твоем кино". А он: "Да, да,
да... Обязательно этим воспользуюсь".
И тут уже вторая картина - и опять без
меня... А ведь он сам писал, сам сочинял
историю! Мог бы "вписать" какого-нибудь
Сухорукова...
Это потом я понял: Сергей боялся, что
зритель пожурит: "Ну, конечно! Брата
снимает!" А может, он испугался, что,
увидев меня, люди отвлекутся от сюжета
фильма? Ведь для огромного количества
людей я - брат Багрова.
Вернусь, однако, к последней встрече.
Закончился фильм. Выхожу из
зрительного зала. Вижу: стоит вся
компания СТВ. И Серега с женой - тоже. Я
поблагодарил продюсера за "Кукушку",
сказал, что это удача. Демонстративно
развернулся и... не прощаясь с Бодровым,
ушел, уехал в Питер!
Я ведь, подлец, видел, что Сергей курит и
меня пасет. Он ждал продолжения
разговора... |
- Сейчас ты коришь себя за это? |
- Конечно. Мелко все это... Мелко... Я же не
знал, что случится... Теперь я для себя
определил: нельзя так расставаться с
людьми. Надо быть добрее, спокойнее...
Это трудный вопрос... Переспроси меня
еще раз... |
- Почему ты коришь себя? |
- Он мне был другом. А я себя повел, как
мелкая шпана. И убежал, как пацан. Не
знаю, обидел ли я его, но расстроил -
точно. И очень об этом жалею. Если бы
Серега на это не обратил внимания, он бы
обязательно позвонил мне и передал
сценарий. |
"За день до беды я надел Серегино
пальто" |
- Давай восстановим те твои
октябрьские дни, когда сошел ледник... |
- Помнишь сцену в конце "Брата-2",
когда наша проститутка Мерлин и Данила
убегают из Америки? Они несутся по
аэропорту? Серега - в темно-коричневой
шляпе и шикарном светло-коричневом
пальто?
Он их мне подарил, сказав: "Это мои
вещи. Но не мой стиль. И я не буду носить
то, в чем снимался. А ты, Витюша, -
человек солидный"...
Я никогда не надевал их. Стеснялся. Мне
казалось, что вся страна узнает и
скажет: "Ой! Бодровское пальто носит!"
Да к тому же мне некуда было его носить,
настолько оно прекрасно.
И вот 19 октября (сентября -
поправка авторов сайта) 2002 года у меня были
съемки для телевидения. Журналисты
попросили одеться классно. Открыл я
шкаф, увидел и надел Серегино пальто.
Впервые за три года. Не знал я, что в
этот вечер у него был первый съемочный
день в Кармадоне. А 20-го числа услышал
по телевизору страшную новость. И
первая мысль - я ж пальто его вчера
надел! И голова закружилась... Я все
вспомнил - и наши разговоры ночные в
Чикаго, и кинотеатр "Пушкинский"...
Может, поэтому и застрял дома на
несколько дней. Никуда не выходил.
Сидел у телевизора. А в моей квартире
жил телефон. Трендел беспрестанно...
Ничего не хотелось делать. Ни с кем
видеться. Ни читать, ни думать. Есть
слово для всего этого - пустота.
Но самое главное - я испугался того, что
не имею права делиться своими
радостями, победами и удачами. А у меня-то
было счастливое течение жизни! Я
снимался в "Бедном, бедном Павле"...
Хочешь правду? Потом я некоторые сцены
играл в этом фильме, держа Бодрова в
голове. Я использовал его в работе над
царем Павлом для выработки
определенных эмоций. Кощунственно?
Зато профессионально... |
"Мне все сразу стало ясно" |
- Ты помнишь вашу первую встречу?
- Конечно, это было на съемках "Брата".
Сережа мне показался юным и
обаятельным... Обособленный был,
скромный, такой невыпендрежный, тихо и
мало разговаривал, больше слушал. Очень
собранный, пугливый, растерянный... Как
студентик...
Я его пригласил на домашние щи. Но он
деликатно отказался. А Балабанов мне
потом прошептал: "Какие щи, Сухоруков?
Он гамбургеры ест и кока-колой запивает".
По природе своей Бодров был очень
порядочный, честный, искренний, умный и
интеллигентный парень. Уже на "Брате"
между нами установилось полное
взаимопонимание, хотя этот фильм
остался для обоих лишь съемочной
площадкой. А вот когда работали над "Братом-2",
в Америке нас поселили в одни
апартаменты... Когда я прилетел, Серега
встретил меня очень радушно, стол
накрыл, потом повел в центр Чикаго. И
там он заметил, как мне понравился
джемпер, так он его позже купил и
подарил мне ко дню рождения... И именно
там зарождались наши дружеские
отношения. Мы жили вместе, и нас
сближали ночные разговоры. Из них я
понял, что Сережа очень любит отца, маму
и бабушку. Он трепетно и нежно
отзывался о Светке. Он хотел много
детей...
Когда этот ледяной язык сокрушил всех
нас, моя сестра Галька рыдала и
твердила: "Ну как же так? Это не
честно! Не может быть!". А потом вдруг
сказала: "Вить, а может быть, он
слишком рано был счастливым?" Я
ответил: "Ты представляешь, Галя, до
чего мы дожили? Когда у человека все
получается, мы почему-то должны за это
платить жизнями. Это неправильно. Что-то,
значит, не так..."
Уже на второй день все для меня стало
ясно... Но существуют же какие-то
человеческие законы, правила, сговоры?
Ритуалы, черт возьми? И я себе сказал (все
понимая!): нет тела, гроба, креста,
значит, нет и смерти. А коль нет и живого
человека, значит, есть что-то другое. Я
обозначил это для себя понятием "путь".
Они все - в пути.
- Многие верят, что Сергей вернется... |
- Это было поначалу удивительно. Но я до
сих пор встречаюсь с людьми, которые
вдруг мне говорят: "А может, откопают..."
И вижу, что это не наивность, не поза, а
надежда! В Питере меня нашла одна
женщина. Ее трясло, колотило, дрожали
белые губы, она вся в слезах-соплях
схватила меня за руки и запричитала:
"Я очень люблю Бодрова. Дайте мне его
телефон, адрес. Я пойду, полечу, сделаю..."
И это уже было не отчаяние, не горе, а
болезнь. Тогда я стал строгим, жестким и
суровым. И попытался сдержанным
металлическим голосом внушить этой
женщине, что надо взять себя в руки, что
с судьбой не спорят, ей не диктуют...
"Жене Свете надо съездить на Кавказ
и все понять"
- Ты с родными Сергея общался?
- Долго не звонил... Понимал, что не время.
Да и нужен ли я им был?.. И если в моем
отношении к происшедшему сквозит
цинизм, то он - нормальный. В моей жизни
тоже были утраты. Моя мать умерла в 50
лет, она меня артистом так и не увидела.
Папа следом скончался от тоски. Мой
брат ушел в 38 лет. Он был умнее,
талантливее и грамотнее меня... Поэтому
если определить глаголом мое отношение
к происшедшему - это будет слово "растерялся".
Может, поэтому я и не плакал.
У меня не было желания выкапывать их. Я
знал, что это невозможно. Но как я мог
кому-то об этом сказать? Нужно было
время... И я ждал...
Светлане я позвонил в конце концов.
Позвал ее на спектакль. Она мне вдруг
сообщила: "Собираюсь ехать на Кавказ".
(Вчера стало известно, что Света
посетила Кармадон. А интервью
Сухоруков нам дал до ее поездки. - Прим.
авт.) Я честно признался, что давно ей
надо было это сделать: мол, сразу станет
легче и понятнее. Но она на меня
обиделась. Не поняла, что я не упрекал
ее, а хотел объяснить: это надо, чтобы ты
захотела жить дальше! У тебя же два
корешочка-то остались Сережки Бодрова,
два листочка - вот они, рядом!.. И вдруг
она мне ответила: "А с кем я детей
оставлю? Ты не был никогда отцом, и тебе
не понять..." "Да, Свет, я не был, но я
все отлично понимаю..." Обидевшись,
она укорила меня, и я тоже было обиделся.
Но не пустил эту обиду в себя, вспомнив
последнюю нашу встречу в "Пушкинском"...
Ох, Кармадон, Армагеддон...
"Я хочу попросить у Бодрова
прощения"
- Каким Сергей в памяти твоей
останется? |
- Он останется моей гордостью. Я горжусь,
что в моей жизни была заметная фигура
страны, что работал с этим человеком...
- Ты его другом считаешь?
- Да... Мы были друзьями... Хотя вместе
вина не пили и даже на спектакли ко мне
он не приходил...
- Если бы вдруг его все-таки спасли и
ты бы с Сережей встретился, то как бы
себя повел?
- Я бы наблюдал, как его встретили жена и
друзья... А потом позвонил бы... При
встрече же сыграл бы так, как будто
ничего не было!
- Разговор у нас не идет... Тебе трудно?
- Работает контроль. Есть вопрос - хочу
ответить. Но внутренний голос
предупреждает меня: есть родные,
близкие люди, которые на этот публичный
разговор имеют больше права... Я
контролирую себя: а что подумают жена,
друг? Хотя честно, все, что я говорю,
было так - не убавить - не прибавить.
- Так почему же ты стал со мной об этом
разговаривать?
- Прощения хочу попросить таким образом.
За то, что было... Люди ведь придумывают
себе какие-то цифры, даты, явления,
после которых иначе начинаешь себя
чувствовать? Перешагнув этот год, я как
будто бы приобрел право сказать: "Серега,
ты меня не забывай. Я хороший. Я тебя
очень уважаю и люблю. Ты был
замечательным парнем и им остаешься.
Извини, что я был с тобой мелочным,
капризным, привередливым... Я хочу
сказать, Сережа, что у меня к тебе нет
вопросов и претензий. Прости, что
прошел мимо". |
|
|